Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) представляет собой совокупность инженерно-планировочных и организационно-регулировочных мероприятий, позволяющих оптимальным образом распределять транспортные потоки по магистралям города или по автодорогам между населенными пунктами  административных образований. Сотрудники института дорожного проектирования с 1998 года начали осуществлять разработку и внедрение КСОДД в различных регионах России. Сегодня уже более двадцати городов России, в том числе такие, как Нижневартовск, Новоалтайск, Новоаганск, Излучинск, Ялуторовск, Салехард, Мегион, Краснокаменск и др. используют КСОДД, разработанные Институтом дорожного проектирования, в качестве долговременных программ развития транспортного комплекса.
Разработка КСОДД базируется на следующих принципах:
1.    Учет долгосрочных стратегических направлений развития и совершенствования деятельности в сфере организации дорожного движения (ОДД) на территории, в отношении которой осуществляется разработка КCОДД.
2.    Использование мероприятий ОДД, обеспечивающих наибольшую эффективность процесса передвижения транспортных средств и пешеходов при минимизации затрат и сроков их реализации.
3.    Использование технологий и методов, соответствующих передовому отечественному и зарубежному опыту в сфере ОДД.
4.    Обеспечение комплексности  при решении проблем ОДД.
КСОДД разрабатываются для сети дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей , имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше 10 тыс. жителей и (или) их участков в границах субъектов Российской Федерации. КСОДД разрабатываются на срок не менее 15 лет, либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осущуствляется разработка КСОДД.
Комплексная схема организации дорожного движения охватывает полный комплекс мероприятий по совершенствованию и обеспечению безопасности дорожного движения на УДС и базируется на следующих принципах:
1. Использование современных программных средств для создания электронных транспортных моделей сети дорог в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей,  ключевых транспортных узлов.
2. Определение мероприятий по развитию УДС и оптимальному распределению транспорта по улично-дорожной сети (УДС) на базе транспортных моделей и на основе анализа загрузки УДС и причин возникновения очагов ДТП.
3. Мероприятия по организации движения грузового транспорта.
4. Обоснование целесообразности введения светофорного регулирования на основных пересечениях и необходимости модернизации существующих светофорных объектов.
5. Обоснование необходимости строительства, модернизации и или развития автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).
7. Обоснование разработки системы информационного обеспечения водителей об условиях движения (проекта организации дорожного движения (ПОДД).
8. Разработка мероприятий по снижению уровня аварийности.
9. Разработка предложений по улучшению работы городского пассажирского транспорта, определение оптимальной численности маршрутных средств.
10. Разработка мероприятий по оптимизации скоростных режимов движения и уменьшения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду и др.
11. Разработка мероприятий по оптимизации парковочного пространства на территории, в том числе мероприятий по организации перехватывающих парковок на территории вблизи крупных транспортных объектов (вокзалов и станций).
12. Разработка системы показателей и прогнозная оценка эффективности мероприятий (общих и локальных) по выбранным критериям, в том числе с использованием методов компьютерного моделирования.
13. Разработка предложений по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов  транспортной инфраструктуры на территории.
14. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры на территории.