Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД) - это взаимосвязанный комплекс технических, программных и организационных мер, собирающих и обрабатывающих информацию о данных транспортных потоков и на основе этого оптимизирующих управление движением.
Основным режимом работы АСУДД, который позволяет уменьшить время нахождения в пути пассажиров и грузов, снизить отрицательное влияние транспортных средств на экологию, повысить общий уровень безопасности движения, является режим координированного управления (КУ) светофорными объектами по заранее рассчитанным программам координации, наиболее соответствующим сложившимся условиям движения транспорта.
Принцип координации заключается в согласовании работы светофорных объектов магистрали в целях обеспечения пропуска транспортных средств (ТС) с минимальными задержками на ней. При реализации этого принципа ТС следуют по маршруту координации как по расписанию, прибывая к очередному перекрестку в тот момент, когда на нем в данном направлении движения включается разрешающий сигнал (рис.1)
Рисунок 1 – Фрагмент плана координации между светофорными объектами на улично-дорожной сети.
Расчетный район наблюдения, находящийся в координации, может быть разбит на подрайоны с разным временем цикла и устанановленными преимуществами по транспортным потокам, к примеру, двигающимся с запада на восток и с юга на север.
АСУДД подразделяются на несколько видов:
· бесцентровые АСУДД - нет необходимости создания управляющего пункта. Существует две модификации бесцентровых АСУДД. В одной из них работу синхронизирует главный контроллер, к которому идет связь от остальных контроллеров (линия одна для всех). В следующей модификации бесцентровых АСУДД от всех контроллеров идет своя линия связи.
· централизованные АСУДД - имеют центр управления, со связанными с ним контроллерами их собственными линиями связи. Зачастую, АСУДД могут осуществлять многопрограммное КУ со сменой программ в течение дня.
· централизированные интеллектуальные АСУДД - они оснащены определителями транспорта, и в зависимости от загруженности потока могут менять планы координации движения.
· интеллектуальные АСУДД - содержат мощные управляющие вычислительные комплексы (УВК), и сеть изменяющихся информационных дисплеев. Эти АСУДД могут проводить непрерывный контроль потока транспорта и могут управлять автоматическое адаптивное управление ДД и позволяю перераспределить транспортные потоки по сети.
АСУДД выполняет управляющие и информационные функции, основными из которых являются:
· управление транспортными потоками;
· обеспечение транспортной информацией;
· организация электронных платежей;
· управление безопасностью и управление в особых ситуациях.